Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

Приглашаем посетить наш официальный сайт              Карта сайта   Написать письмо

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1
ВЫСТАВОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ САЙТ

s1_800.jpg

     

Выступление на августовской конференции: "Повышение качества иноязычного образования"

Выступление на августовской конференции: "Повышение качества иноязычного образования"

Повышение качества иноязычного образования  посредством совершенствования профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Одна из проблем реформирования образования  – это повышение его
качества. Повышение качества  образования может
осуществляться по следующим направлениям:
- повышение качества управления;
- внедрение новые технологий образования;
- развитие индивидуальных способностей;
- навыки самообразования;
- взаимодействие образования и бизнеса.
Основными направлениями повышение  качества профессионального
образования являются повышение педагогического мастерства и обеспечение
результата образования. Качество профессионального образования должно
рассматриваться как результат деятельности, возможности его достижения,
процесс формирования профессиональных компетенций, которые зависят от
потенциала студента и преподавателя, от внешних условий.
Можно выделить три группы характеристик профессионального образования:
- качество потенциала достижения цели профессионального образования;
- качество результата профессионального образования;
- качество процесса формирования профессионализма.
Под качеством образования понимается комплекс характеристик
профессионального сознания, которые отражают способность специалиста
осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с
требованиями на современном этапе развития образования, на определенном
уровне профессионального успеха, с пониманием ответственности за результаты профессиональной деятельности.
 В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования
одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной
политики является обновление содержания образования, улучшение качества
обучения и совершенствование механизмов контроля за качеством образования.
Современное качество образования должно удовлетворять государственным
требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Стандарты
современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и
формирование коммуникативной компетентности. Сегодня знание
иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие
международного общения, а также научно-технический прогресс выдвигает
свои требования к определению культурности человека, и одно из этих
требований - знание иностранного языка.
Владение иностранным языком  - это дополнительное окно в мир, доступ к
иным национальным культурам. Развивая иноязычную коммуникативную
компетенцию, учителя иностранного языка изменяют подходы к выбору
педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету,
составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам
оценивания достижений учащихся. Перед школой поставлены новые задачи:
создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно
добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.
Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным,
раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.  
 
Как повысить качество образования  в условиях модернизации школьного образования?
Качество образования можно повысить через: 1) повышение профессионализма и методической грамотности учителя; 2)применение современных и разнообразных технологий и методов обучения; 3) повышение мотивации обучающихся.
Современный учитель постоянно должен повышать свой профессиональный уровень, методическую грамотность. Прежде всего, знать содержание федеральных государственных образовательных стандартов и выполнять их требования на уроке. Учитель должен уметь составлять технологическую карту урока в соответствии с ФГОС, использовать новые  технологии и методы обучения, выполнять требования ФГОС по достижению конкретных результатов обучения.
В условиях модернизации школьного образования нужно учитывать деятельностный характер  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,  где главной задачей является развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, повысить интерес к изучению английского языка,  а значит и качество знаний обучающихся по данному предмету. Применение новых технологий позволяет также создать условия для смены видов деятельности обучающихся на уроке, реализовать принципы здоровьесбережения.
В условиях реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная;
Технология развития критического мышления;
Проектная технология;
Технология проблемного обучения;
Игровая технология;
Кейс – технология;
Технология творческих мастерских;
Технология модульного обучения;
Здоровьесберегающая технология; 
Технология интегрированного обучения;
Информационно – коммуникационная технология
 Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
 В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчает его работу, повышает эффективность обучения, позволяет улучшить качество преподавания.
2) Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. В ходе работы в рамках этой модели школьники овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
3)Проектная технология
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем, формировать умение практически применять полученные знания.
4) Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако, нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.
5) Игровая технология
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
 По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Обучение в  игре  позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
6) Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
7) Технология творческих мастерских
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе обучения, так и на развитие самого педагога.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
 В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
smile8) Технология модульного обучения
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.
 Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти.
9) Здоровьесберегающая технология 
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни.
Применение таких технологий помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников, предупреждает переутомление учащихся на уроках, улучшает психологический климат в детских коллективах, приобщает родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышает концентрацию внимания, снижает показатели заболеваемости детей, уровень тревожности.
 10) Технология интегрированного обучения
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
 Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.. Самым оптимальным вариантом, по моему мнению, является использование смеси этих технологий. Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.
Как повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков?
В этом поможет внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс.  Использование ИКТ в обучении иностранному языку открывает массу возможностей, как для ученика, так и для учителя: учителю дает возможность разнообразить  учебный процесс: например, включить в структуру урока видеофрагмент, аудиоматериал, презентацию, тест, онлайн-упражнения, игровые задания из обучающих программ. Учитель может задать на дом задание с применением компьютерных технологий, организовать участие детей в сетевых конкурсах и викторинах. Таким образом, повышается интерес учащихся к изучению английского языка  и в них укрепляется  вера в свои возможности.  Что касается учащихся, с помощью ИКТ они имеют возможность повысить свою информационную и компьютерную компетенцию, что  является одним из требований ФГОС.  ИКТ нацеливают школьников на самостоятельность мышления, поиск ответов на возникающие вопросы, на приобретение навыков, которые помогут им во взрослой жизни.
Таким образом, чтобы сделать  образование качественным, учитель должен учиться работать по-новому, искать новые способы вовлечения детей в учебную деятельность, пробовать свои силы в освоении новых знаний, связанных с компьютерными технологиями, разнообразить учебный процесс. А главное – иметь желание, здоровье и технические возможности.